Немаловажный элемент катушки - фрикционный тормоз. Бывает, что даже на мастеровых изделиях тормоз оставляет желать лучшего.
Обычные баги:
1. Невозможно выставить стабильное усилие вращения шпули. При вращении по часовой стрелке шпуля самозажимается - "тянет" за собой гайку фрикциона и стопорится наглухо. При вращении против часовой - наоборот - ослабляется вплоть до свободного вращения, из-за чего возможны перебежки и спутывание линя.
2. Применение в тормозе резиновых колечек (орингов). Уточню: если трение оринга приходится непосредственно по подвижной поверхности шпули. Подобное решение в металлических катушках "Пеленгас" неоднократно приводило к заклиниванию шпули. А при чрезмерно силовом провороте - залипший оринг вылетал через зазоры в виде ошметок.
Поэтому если и применять резинку - то только в качестве упругого элемента, который контактирует со шпулей не непосредственно, а через пластиковую прокладку.
Но лично я считаю такое решение хоть и пригодным, но не лучшим. Ниже покажу тормоз, который использую на всех своих самодельных катушках. Прототип идеи заимствован с катушек белорусского мастера Якова Ивановича Руденко (собственно катушки у него далеки от идеала, однако тормоз хорош безусловно).
Для наглядности - в порядке сборки.
Ось катушки (видно поперечное отверстие для штифта):
Надеваем шпулю на ось. Отверстие непосредственно над поверхностью шпули:
Вставляем в отверстие штифт. Он должен выступать:
Надеваем пластиковую прокладку. У меня она из поликарбоната. Это, собственно, и есть фрикцион - "тормозная колодка". Провернуться вокруг оси она не может (это важно) - благодаря тому, что штифт входит в специальный вырез.
Поэтому шпуля, вращаясь, не потянет фрикцион за собой.
Далее надеваем на фрикцион нержавеющую пружину в один виток. Края пружины сглажены и заполированы.
И наворачиваем гайку фрикциона, которая своей нижней плоскостью давит на пружину. Зажимая или ослабляя гайку, мы регулируем силу прижима фрикциона, и соответственно - усилие вращения шпули.
Ну и последнее - контрящий винтик. Чтобы гайка не потерялась.
И отдельно все детали фрикциона:
Усилие пружины, и весь узел я для себя регулирую так, чтобы при полностью отпущенном фрикционе шпуля вращалась легко, но не совсем уж свободно - т.е. чтобы не возникало перебежек.
А в полностью затянутом положении чтобы не стопорилась совсем наглухо. Проворачивается туго, но все же проворачивается.
Возвращаясь к сказанному ранее, добавлю, что за неимением хорошей пружины можно использовать о-ринг (конечно, с поправками в размерах проточки на фрикционной шайбе). Но это уже не то. Плавность ("длинность") регулировки ухудшится, да и долговечность резины с ее свойтвами не та, что в металле...
Это практически вечный узел, не требующий "мониторинга" и обслуживания на всем протяжении срока эксплуатации катушки.
Кроме того, такой фрикцион прощает частую ошибку новичков, которые могут намотать неправильно линь (нужно, чтобы он сходил на "роспуск" фрикциона, а не на зажим). Конечно, лучше мотать (и нужно мотать) так, как правильно, но в данном случае этим правилом можно пренебречь: если кто-то ошибется - даже и не заметит.
Обычные баги:
1. Невозможно выставить стабильное усилие вращения шпули. При вращении по часовой стрелке шпуля самозажимается - "тянет" за собой гайку фрикциона и стопорится наглухо. При вращении против часовой - наоборот - ослабляется вплоть до свободного вращения, из-за чего возможны перебежки и спутывание линя.
2. Применение в тормозе резиновых колечек (орингов). Уточню: если трение оринга приходится непосредственно по подвижной поверхности шпули. Подобное решение в металлических катушках "Пеленгас" неоднократно приводило к заклиниванию шпули. А при чрезмерно силовом провороте - залипший оринг вылетал через зазоры в виде ошметок.
Поэтому если и применять резинку - то только в качестве упругого элемента, который контактирует со шпулей не непосредственно, а через пластиковую прокладку.
Но лично я считаю такое решение хоть и пригодным, но не лучшим. Ниже покажу тормоз, который использую на всех своих самодельных катушках. Прототип идеи заимствован с катушек белорусского мастера Якова Ивановича Руденко (собственно катушки у него далеки от идеала, однако тормоз хорош безусловно).
Для наглядности - в порядке сборки.
Ось катушки (видно поперечное отверстие для штифта):
Надеваем шпулю на ось. Отверстие непосредственно над поверхностью шпули:
Вставляем в отверстие штифт. Он должен выступать:
Надеваем пластиковую прокладку. У меня она из поликарбоната. Это, собственно, и есть фрикцион - "тормозная колодка". Провернуться вокруг оси она не может (это важно) - благодаря тому, что штифт входит в специальный вырез.
Поэтому шпуля, вращаясь, не потянет фрикцион за собой.
Далее надеваем на фрикцион нержавеющую пружину в один виток. Края пружины сглажены и заполированы.
И наворачиваем гайку фрикциона, которая своей нижней плоскостью давит на пружину. Зажимая или ослабляя гайку, мы регулируем силу прижима фрикциона, и соответственно - усилие вращения шпули.
Ну и последнее - контрящий винтик. Чтобы гайка не потерялась.
И отдельно все детали фрикциона:
Усилие пружины, и весь узел я для себя регулирую так, чтобы при полностью отпущенном фрикционе шпуля вращалась легко, но не совсем уж свободно - т.е. чтобы не возникало перебежек.
А в полностью затянутом положении чтобы не стопорилась совсем наглухо. Проворачивается туго, но все же проворачивается.
Возвращаясь к сказанному ранее, добавлю, что за неимением хорошей пружины можно использовать о-ринг (конечно, с поправками в размерах проточки на фрикционной шайбе). Но это уже не то. Плавность ("длинность") регулировки ухудшится, да и долговечность резины с ее свойтвами не та, что в металле...
Это практически вечный узел, не требующий "мониторинга" и обслуживания на всем протяжении срока эксплуатации катушки.
Кроме того, такой фрикцион прощает частую ошибку новичков, которые могут намотать неправильно линь (нужно, чтобы он сходил на "роспуск" фрикциона, а не на зажим). Конечно, лучше мотать (и нужно мотать) так, как правильно, но в данном случае этим правилом можно пренебречь: если кто-то ошибется - даже и не заметит.