Страницы: 1
RSS
Катушки
 
Немаловажный элемент катушки - фрикционный тормоз. Бывает, что даже на мастеровых изделиях тормоз оставляет желать лучшего.
Обычные баги:
1. Невозможно выставить стабильное усилие вращения шпули. При вращении по часовой стрелке шпуля самозажимается - "тянет" за собой гайку фрикциона и стопорится наглухо. При вращении против часовой - наоборот - ослабляется вплоть до свободного вращения, из-за чего возможны перебежки и спутывание линя.
2. Применение в тормозе резиновых колечек (орингов). Уточню: если трение оринга приходится непосредственно по подвижной поверхности шпули. Подобное решение в металлических катушках "Пеленгас" неоднократно приводило к заклиниванию шпули. А при чрезмерно силовом провороте - залипший оринг вылетал через зазоры в виде ошметок.
Поэтому если и применять резинку - то только в качестве упругого элемента, который контактирует со шпулей не непосредственно, а через пластиковую прокладку.

Но лично я считаю такое решение хоть и пригодным, но не лучшим. Ниже покажу тормоз, который использую на всех своих самодельных катушках. Прототип идеи заимствован с катушек белорусского мастера Якова Ивановича Руденко (собственно катушки у него далеки от идеала, однако тормоз хорош безусловно).

Для наглядности - в порядке сборки.
Ось катушки (видно поперечное отверстие для штифта):


Надеваем шпулю на ось. Отверстие непосредственно над поверхностью шпули:

Вставляем в отверстие штифт. Он должен выступать:

Надеваем пластиковую прокладку. У меня она из поликарбоната. Это, собственно, и есть фрикцион - "тормозная колодка". Провернуться вокруг оси она не может (это важно) - благодаря тому, что штифт входит в специальный вырез.
Поэтому шпуля, вращаясь, не потянет фрикцион за собой.

Далее надеваем на фрикцион нержавеющую пружину в один виток. Края пружины сглажены и заполированы.

И наворачиваем гайку фрикциона, которая своей нижней плоскостью давит на пружину. Зажимая или ослабляя гайку, мы регулируем силу прижима фрикциона, и соответственно - усилие вращения шпули.

Ну и последнее - контрящий винтик. Чтобы гайка не потерялась.

И отдельно все детали фрикциона:


Усилие пружины, и весь узел я для себя регулирую так, чтобы при полностью отпущенном фрикционе шпуля вращалась легко, но не совсем уж свободно - т.е. чтобы не возникало перебежек.
А в полностью затянутом положении чтобы не стопорилась совсем наглухо. Проворачивается туго, но все же проворачивается.

Возвращаясь к сказанному ранее, добавлю, что за неимением хорошей пружины можно использовать о-ринг (конечно, с поправками в размерах проточки на фрикционной шайбе). Но это уже не то. Плавность ("длинность") регулировки ухудшится, да и долговечность резины с ее свойтвами не та, что в металле...
Это практически вечный узел, не требующий "мониторинга" и обслуживания на всем протяжении срока эксплуатации катушки.

Кроме того, такой фрикцион прощает частую ошибку новичков, которые могут намотать неправильно линь (нужно, чтобы он сходил на "роспуск" фрикциона, а не на зажим). Конечно, лучше мотать (и нужно мотать) так, как правильно, но в данном случае этим правилом можно пренебречь: если кто-то ошибется - даже и не заметит.
 
В пластиковых катушках за счет упругих свойств пластика фрикцион вполне оправдан упрощенный фрикцион. Нецелесообразно использовать дорогой узел в дешевом изделии. Достаточно того, чтобы он просто нормально работал, ну и наматывать линь следует в правильном направлении.
Хотелось бы обратить внимание производителей на другие неприятные моменты.
1. Некоторые катушки грешат зацепистостью. Гайка тормоза и(или) рукоятка намотки часто имеют форму в виде "грибка" (утолщения) на конце. Это не есть хорошо.
2. На многих катушках отсутствует защита от сваливания линя. Такой прилив сзади, симметричный приливу спереди, в котором амбразура для линя. Если катушечный линь не слишком мягкий, а наоборот - плотного плетения и упругий, - при ослаблении натяжения витки "распушаются" и сваливание витков со шпули обычное дело.
3. Иногда защита есть, но она далековато отстоит от шпули - линь свободно пролетает в зазор.
4. Между верхней щечкой шпули и лапками кронштейна слишком мало места. Невозможно намотать изоленту в достаточно витков, чтобы обеспечить надежную, плотную примотку. Чуть больше намотаешь - шпуля затирает по изоленте. Людям приходится мудрить - мотать нитяные бандажи и прочее, хотя достаточно было бы обычной изоленты - просто дать лишний мм зазора.
5. Очень близко друг к другу расположены гайка фрикциона и рукоятка намотки. Тем более, если гайка массивная, высокая - мешает мотать.
Ниже проект бюджетной цельнопластиковой катушки, где все моменты учтены:
WjZtrwBb9bo.jpg (21.9 КБ)
MPC_B-ffF6Y.jpg (29.49 КБ)
 
Сейчас делают модель для 3d печати много будет в ней взято от твоей катушки (может и надписи адепт будет )) ) единственное думаю все же систему фрикциона еще упростить и сделать как на омеровских катушках, так как в твоем варианте немного муторно, или это чем то оправданно и есть существенные плюсы по сравнению с простой гайкой+резиновая прокладка которая затягивает шпулю ?
Изменено: antonkopa - 06.09.2017 23:22:59
 
Цитата
antonkopa написал:
Сейчас делают модель для 3d печати много будет в ней взято от твоей катушки (может и надписи адепт будет )) ) единственное думаю все же систему фрикциона еще упростить и сделать как на омеровских катушках, так как в твоем варианте немного муторно, или это чем то оправданно и есть существенные плюсы по сравнению с простой гайкой+резиновая прокладка которая затягивает шпулю ?
Бог с ней с надписью)). Ты автор-изготовитель - поставь с полным основанием свою, если будет желание.
По фрикциону. Если просто гайка и резинка - будут проблемы с самозатягом (самороспуском), о которых я писал выше в первом посте темы. Важно, чтобы гайка (с резинкой) действовала на шпулю через пластиковую прокладку, которая будет жестко сцеплена с осью катушки. Прокладка не должна вращаться. Как ты ее сцепишь с осью (для избежания проворота) - вопрос второй. У меня в металлических катушках штифт; в проекте пластиковой - выступ на прокладке, который входит в ответную выемку в торце оси.
 
Что значит"наматывать линь в правильном направлении"?
 
Вот тут то и оно что возникла проблема с пластиковым штивтом при таком тормозе весьма проблемно и он будет не долговечен, так как резьба в нутри и снаруже штивта возможна но она будет быстро убиватся. А припростой гайке можно резьбу сделать с большим шагом. Возможно все же прийдется делать штивт из метелла. Ну как отпечатаю будет видно,  
 
Цитата
Валерий Симон(енко) написал:
Что значит"наматывать линь в правильном направлении"?
Я выше писал:
Цитата
Adept6 написал:
....могут намотать неправильно линь (нужно, чтобы он сходил на "роспуск" фрикциона, а не на зажим).
Иначе говоря, "правильно" - это так, чтобы линь, сходя с катушки, вращал шпулю в противоположном зажиму гайки направлении. Особенно важно для катушек с примитивным фрикционом, нестабильным в работе. Там бывает, что шпуля, вращаясь, может "потащить" за собой  гайку на зажим. В этом случае - несколько оборотов шпули (а иногда достаточно одного-двух) - приводит к глухому стопорению катушки. Что может быть равносильно потере трофея (или утере ружья).
Так уж лучше, чтобы катушка, разматываясь, потянула гайку не на зажим, а наоборот - на ее расслабление.
В таких катушках даже зажатый фрикцион при рывке/потяжке линя - ослабится и позволит линю беспрепятственно сходить.
 
Пожалуйста по свободному времени - покажи фото той катушки (ну и пару слов о ТТХ), вымученной из монолитного куска металла, с помощью дрелей, дриммелей, напильников и надфилей. Она просто шикарна. Можешь в отдельной ветке. У меня постоянно о ней спрашивают, фото ходит по Инету, о ТТХ, кто сделал. Она реально сносит башку своим видом.
Изменено: ВиталикМ - 07.09.2017 12:45:32
 
Цитата
antonkopa написал:
Вот тут то и оно что возникла проблема с пластиковым штивтом при таком тормозе весьма проблемно и он будет не долговечен, так как резьба в нутри и снаруже штивта возможна но она будет быстро убиватся. А припростой гайке можно резьбу сделать с большим шагом. Возможно все же прийдется делать штивт из метелла. Ну как отпечатаю будет видно,  
Антон, мы, наверное, не понимаем друг друга.. О каком штифте, резьбе  (и о каком тормозе) ты говоришь? Как на металлическом варианте в первом посте темы? Или как на пластиковом во втором посте?
Если ты намерен делать катушку на 3Д принтере, то целесообразнее, конечно, делать тормоз попроще - как на моей 3Д модели. Там резьба только одна - внутренняя - внутри оси катушки. Ну и на гайке фрикциона (тоже внутренняя). Сама фрикционная шайба без резьбы - в ней простое отверстие, но есть поперечный выступающий шип, который входит в ответный вырез на торце оси катушки. Благодаря чему шайба не сможет провернуться вокруг оси.
Я, вроде, уже повторяюсь))).
Цитата
ВиталикМ написал:
Пожалуйста по свободному времени - покажи фото той катушки (ну и пару слов о ТТХ), вымученной из монолитного куска металла, с помощью дрелей, дриммелей, напильников и надфилей.
Обязательно сделаю - постараюсь сегодня вечером после работы. Я хотел не просто выложить фото, а сделать небольшой обзор с пояснениями. Для этого нужно больше времени - я сейчас на минутку заскочил в перерыве.
 
В 3D печати есть небольшие отличия по сравнению с литьем пластмассы в форму, вот от этого и возникает проблема, пока делаю фрикцион по системе дешевой катушки омер ( штифт с резьбой и гайка с резиновой вставкой). например под ручку шпули вариант на фото под литье неплохой под печать не подходит, сейчас пробую вариант с утопленной гайкой м3 и винтом на ручку.

если б речь стояла по изготовлению форм под литье это одно но с 3D печатью есть небольшие нюансы а я блин нихрена не конструктор (( мне с электроникой проще чем с механикой ))

P.S обязательно скину фото разработок тут если интересно, даже по форме шпули не все так просто, как говорится "гладко было на бумаге, да забыли про овраги" литье в этом плане немного проще выгнал форму и все, с печатью чуть сложнее  
1.JPG (1.39 МБ)
Изменено: antonkopa - 07.09.2017 15:29:53
 
Цитата
antonkopa написал:
... я блин нихрена не конструктор (( мне с электроникой проще чем с механикой ))
Ну и что? Я тоже не конструктор. Не специалист, не эксперт, и вообще не технарь - далек от металлургии, сопромата, математических расчетов и прочей инженерии. Типичный "гуманитарий" - рисовальщик по женским лицам. Точнее - занимаюсь визажистикой (макияжем), в связи с чем вынужден избегать мозолей,  ухаживать за руками, ногтями и не допускать въевшейся грязи. При таких раскладах вообще странно, как я что-то там пилю))
Но  вопреки всему что-то иногда ваяю из "железа" в качестве хобби. И раз уж влез одним боком в эту тему - в меру своего понимания излагаю вИдение некоторых вариантов снаряги.
Иногда энтузиазм, увлеченность и практика - отчасти могут  компенсировать отсутствие профильного образования. Так что, давай пробовать дальше.
 
Выкладываю  свои цельнометаллические катушки. В порядке "эволюционирования". Первыми сделал две горизонталки. Принцип фрикциона подробно описан в первом посте темы. Другая особенность - защита от сваливания линя. Она охватывает значительную часть окружности (больше чем обычно делают), поэтому надежность от спутывания мало уступает катушкам с закрытой шпулей.

Вариант слева имеет смещенную вбок "амбразуру" линя. Это для ружья-коротышки (400 мм по габариту), чтобы хватило места для подствольного фонаря. Фонарик задним торцом приближается к катушке почти вплотную, поэтому выход линя пришлось сместить в сторону.

Второй момент - крепление хомутом. Такое крепление запредельно прочное - никакая сила катушку не сдвинет и не провернет. Затягивать винты следует хорошо, но без фанатизма. Если, не зная меры, сдуру перетянуть - можно даже получить небольшую кольцевую вмятину (скорее, отпечаток) на ресивере.
Внешне выглядит аккуратно, можно не думать - как там под изолентой поживает анод, не проникла ли в зазоры вода, не надо ли размотать и проверить...
Но есть и минусы. Хомут со своими гайками, естественно, утяжеляет общий вес на несколько граммов. И катушка с таким креплением делается под определенный диаметр ресивера.


Следующая катушка - вертикалка. Полностью закрытая вентилируемая шпуля обеспечивает 100% неспутываемость линя при любых раскладах. Специально пробовал искусственно сделать "перебежку" - вращал шпулю, не вытягивая линь - сделал несколько оборотов, пока линь внутри не вздыбился и не стал препятствовать вращению. После чего потянул линь - и он вышел - все нормально работает. Такая ситуация в реале просто невозможна, поскольку хороший фрикцион  просто не допустит "самообгона" и перебежки. Но даже если бы и возникла - все равно катушка остается работоспособной.
Еще на что делался акцент - "нецеплючесть". Из катушки ничего не выступает, гайка фрикциона утоплена в щечку шпули, подмотка осуществляется не за рукоятку, а за саму шпулю (на ней для удобства есть накатка). Впрочем, место для установки рукоятки предусмотрено, но мне по моим охотам не часто приходится брать за одну охоту несколько таких трофеев, чтобы размотали весь линь. Дай бог когда-нибудь одного взять, ну а если если повезло - нормально сматывается и за шпулю - вполне себе быстро. Да и после редкой поимки трофея - пять минут повозиться не западло, а наоборот - приятно)).



Кстати, линеемкость такой компоновки увеличивается по сравнению со "стандартной" схемой равных габаритов (без учета рукоятки):

 
 
Цитата
Adept6 написал:
Цитата
Иначе говоря, "правильно" - это так, чтобы линь, сходя с катушки, вращал шпулю в противоположном зажиму гайки направлении. Особенно важно для катушек с примитивным фрикционом, нестабильным в работе. Там бывает, что шпуля, вращаясь, может "потащить" за собой  гайку на зажим. В этом случае - несколько оборотов шпули (а иногда достаточно одного-двух) - приводит к глухому стопорению катушки. Что может быть равносильно потере трофея (или утере ружья).
Так уж лучше, чтобы катушка, разматываясь, потянула гайку не на зажим, а наоборот - на ее расслабление.
В таких катушках даже зажатый фрикцион при рывке/потяжке линя - ослабится и позволит линю беспрепятственно сходить.
Из опыта правильной намотки линя. Была у меня катуха Гориславца, там именно от направления  намотки и зависело зажимается или отпускается фрикцион при размотке. Разобравшись с этим моментом, правильно намотал катушечный линь. И вот как-то подстреленный сазан очень бодро размотал часть линя с катушки, да так, что и гайка-прижим шпули просто выпала, хорошо что на песке - тут же ее нашел .... На мое ИМХО, не должно быть правильной\неправильной намотки - это лукавство производителя, как хотите назовите - его лень, недоработка, желание переложить проблему на пользователя. Я как пользователь хочу чтоб катушка разматывалась без изменения усилия торможения, без зажима или отпускания  ибо от этого зависит исход борьбы с трофеем.....ТОЧКА .... Все ИМХО ...  
Изменено: Александр Лясковский - 07.09.2017 19:59:39
 
Еще одна модель цельнометаллической катушки (пока не успел заанодировать). Крепление к ружью винтовое - к передней поверхности спусковой скобы (специально делалась в кол. 3 шт. для новых моделей ружей).
Как и в предыдущем случае - подмотка за шпулю. "Ленивый" вариант (шутка), -  здесь упрощенная шпуля, без конусной щечки.
Чтобы сохранить "нецеплючесть" - со стороны подмотки (и укладки гарпунного линя на ружье) ничего не торчит, а гайка фрикциона перенесена на противоположную сторону.


Вот как здесь выполнен фрикцион. Ось катушки имеет вид трубки - у нее внутри сквозное отверстие. Через это отверстие проходит специальный винт:

К внутренней поверхности шляпки винта прилегает поликарбонатовая шайба - она и служит фрикционом. В ножку винта вставлен поперечный штифт.
При сборке этот штифт попадает в пропилы на торце оси кронштейна. Чем и обеспечивается "непроворот" винта вслед за шпулей, а следовательно - стабильность усилия прижима, отсутствие самозатяга (самоотпуска) и прочих багов.
Вот так это выглядит без шпули - винт вставлен в ось:

Последовательность сборки. Надеваем на ось шпулю:

С этой же стороны вставляем упомянутый винт. С противоположной стороны он вылазит своим концом с резьбой:

Надеваем пластиковую прокладку. Она тоже из поликарбоната, но не выполняет фрикционных функций (в отличие от предыдущих версий катушек). Здесь она служит просто ложементом для пружины.


Наворачиваем гайку

И контрим винтиком (чтобы гайка случайно не открутилась не потерялась):


Данная катушка невелика. Линеемкость совершенно идентична пластмассовой пеленгасовской катушке, но при этом компактнее

Масса пеленгасовской  65 г; моя весит на 17 г больше.
 
Цитата
Adept6 написал:
............подмотка осуществляется не за рукоятку, а за саму шпулю (на ней для удобства есть накатка). Впрочем, место для установки рукоятки предусмотрено, но мне по моим охотам не часто приходится брать за одну охоту несколько таких трофеев, чтобы размотали весь линь. Дай бог когда-нибудь одного взять, ну а если если повезло - нормально сматывается и за шпулю - вполне себе быстро. Да и после редкой поимки трофея - пять минут повозиться не западло, а наоборот - приятно)).

   
Удобство и возможность быстрой намотки линя как по мне - очень важный параметр при выборе катушки. Да, после взятия трофея намотать линь не взападло. Но вот в процессе взятия трофея для меня очень важно чтоб можно было беспроблемно сматывать линь. Большинство моих охот это наличие коряг, бревен, сплошных "дурных" завалов, а часто и в купе с приличным течением. В процессе взятия рыбы стараюсь сразу убирать  размотаный "лишний" линь на катушку, поскольку свободный линь часто или ложится на корчи, или его сносит на корчи течением. Как-то простреленный не на обездвиж сомок 20-чка оказаласся настольно бодрым, что раза четыре полностью разматывал линь с катушки, приходилось нажимать на ласты поскольку  невидел как прочно сидит гарпун и одновременно сматывать лишний линь, поганял он меня тогда по яме  Безусловно хочется уходить от объемных зацепистых ручек намотки. На одной своей катушке просто заменил стандартную сильно выступающую рукоятку самодельным небольшим округлым "пыптыком". Его вполне достаточно чтоб нормально сматывать линь даже в рукавицах 10 мм. Это очень разумно наряду с насечкой для намотки вращением непосредственно за шпулю, предусмотреть по необходимости возможность установки ручки намотки линя. Подобную насечку видел на одной из катушек-горизонталок у Вовки Таранова. Но мне горизонталки очень не нравятся именно из-за неудобства намотки линя даже рукояткой  - ИМХО.
Изменено: Александр Лясковский - 08.09.2017 14:40:38
 
Не раз встречал у матерых - полное отсутствие воротков намотки на их катушках. Пробовал и сам так. Ничего, норм. Не так уж часто приходится всю наматывать назад, да и как раз пока намотаешь - сердце и успокоится )) ведь не зря же она размотана вся ;)  но в итоге таки удобнее с воротком намотки, но который не зацепист. Кстати поражает то, что большинство производителей просто, блять, олени. Ну сто тыщщ раз переговорено, как надо и почему. Ну ничего ж сложного дать форум воротку намотки такую, чтобы с неё сразу слелат линь если чё. Вот Пелики наконец послушали и свою пластиковую сделали в разы лучше металлической их катухи, которая остается убогой по многим моментам, в том числе и по форме воротка намотки. Помню мы с Фалеевым Андреем на эту тему общались, и сообща родили вороток регулятора тормоза АБСОЛЮТНО незацепистый, и прячущуюся ручку намотки. В исполнении "шэдоу", она вообще офигенная вышла, где вороток, спрятанный внутрь сбоку от "нападени" шнура защищала ещё и спец округлая полусфера, жаль он их очень мало сделал. До сих пор такая катуха стоит у меня на пушке. Просто бомба.
То, что один человек, с бором и дрелью, не особо часто встречающий гигантские трофеи, в силу их редкости, без тех образования - может делать такие вещи - должно быть просто пощечиной тем, кто имеет и станочный парк, и консультации и опыт матерых охотников, их замечания, но все равно делающие очередной печальный пиздец. Раз за разом, изделие за изделием, как зараза передается какой-то очевидный бред в новые изделия...
 
Изменено: ВиталикМ - 08.09.2017 11:47:43
 
А где ж такие катушки продают?И какова стоимость этого счастья?
 
Цитата
Валерий Симон(енко) написал:
А где ж такие катушки продают?И какова стоимость этого счастья?
Про какие именно катушки вопрос? Как у Виталика?
 
Те ,что ты выкладывал,в порядке эволюции
 
Вряд ли они вообще есть в продаже, катушки Ромы. Насколько я помню, он делал для себя, ну или для друзей, не коммерция. да можно пОмиру пойти, с таким подходом к коммерции )))
 
Цитата
Валерий Симон(енко) написал:
Те ,что ты выкладывал,в порядке эволюции
Эти я делал для себя  чисто из творческого интереса и для личного пользования. Продавать их нет смысла, учитывая объем ручной работы. Цена получится неадекватной. Посмотри в теме по ссылке пост #6 https://abordazh.com/forum/messages/forum12/message1427/49-katushki#message1427

Но вообще-то идеи, заложенные в эти поделки, не пошли  "в одно хлебало", послужив исключительно моей пользе. В подводноохотничьей братии хватает умельцев, которых эти катушки вдохновили на повторение. Некоторые даже выпускались серийно на ЧПУ. Ниже выкладываю копии, аналоги и подражания "по мотивам", изготовленные другими людьми. И это только часть того, что я видел.






На  нижнем фото - полностью из пластика.
 
Ну, вот, наконец-то, и в аноде последняя версия:
katushka.png (1.07 МБ)
Страницы: 1
Читают тему